Развитие ребенка в 9 месяцев: все что нужно знать родителям

Кроха в девять месяцев любознателен, подвижен, он удивляется любой мелочи и поражает родителей своими достижениями. Пытливый ум малыша стремиться познать окружающие предметы и явления. Этот период характеризуется обретением множества новых навыков и умений. Рассмотрим, что должен уметь ребёнок в 9 месяцев, и как помочь ему развиваться.

Двигательные навыки ребёнка в 9 месяцев

Младенец активно развивается в течение первого года жизни, и к девяти месяцам уже многое умеет. Оставаться долго на одном месте для него теперь задача непосильная: кроха получает удовольствие от ползания, укрепляя мышцы и тренируя выносливость. Девятимесячный малыш умеет:

  • Уверенно сидеть без покачиваний и внезапных падений;
  • Вставать, держась за опору, и делать шаги вдоль стены;
  • Хватать. Пальцы малыша в 9 месяцев окрепли и цепко удерживают мелкие предметы. Он активно манипулирует ими, разглядывает. Формирование мелкой моторики неразрывно связано с развитием мозга и речи. Младенец приобретает навык работы с различными материалами – тканью, бумагой, пластилином, крупой;
  • Запоминать. Маленький проказник хорошо помнит, где последний раз мама спрятала любимую игрушку, умеет показывать носик, ушки, глазки и другие части тела. Вопрос «где?» воспринимается с пониманием;
  • Залезать и слезать с различных поверхностей. Девятимесячный малыш не устаёт многократно осваивать ступеньки, ползая по ним или держась за мамины руки;
  • Соотносить звук с действием. У ребёнка складывается восприятие услышанных звуков с источником, который их производит. Так, услышав, как родитель застёгивает куртку, малыш может заплакать, зная, что мама одевается и скоро уйдёт.

Показатели роста и веса также значительно возрастают. Масса тела мальчиков составляет около 9,0 кг, девочек – в среднем 8,5 кг. Рост малышей – 68-75 см в зависимости от пола, наследственной предрасположенности и индивидуальных особенностей.

Психоэмоциональное развитие

Эмоциональная сфера начинает энергично развиваться. Малыш следит за взрослыми, пытается копировать то, что делает родитель. Умение следовать примеру родных людей проявляется в игровой форме. Ребёнок в возрасте девяти месяцев активно и с любопытством осматривается кругом, ищет новое, пытаясь повторять всё, что увидит или услышит.

Читайте также: Что должен уметь ребенок в 10 месяцев: возрастные нормы и способы развития навыков

Читайте также:  Сколько хранится грудное молоко в холодильнике и морозилке

Кроха наблюдает за выражением лица мамы и папы, различает эмоции радости, страха, удивления, тревоги, веселья и злости. Он уже узнаёт своё отражение в зеркале, улыбается и смеётся. Поощрение и похвала важны при проявлении любой инициативы со стороны малыша. Следует давать ребёнку больше свободы, когда он просит сам попить из чашки, порисовать карандашом, причесать волосы.

Малыша в девять месяцев привлекает исследовательская работа. Главная задача – познакомиться с окружающими предметами, собрать как можно больше информации об игрушках, материалах, формах и размерах. Интеллектуальное развитие тесно соприкасается с психическим. При исследовании предметов используются согласованные действия обеих рук. Это облегчается тем, что кроха умеет сидеть без поддержки.

Общение

Развитие ребёнка в 9 месяцев пойдёт быстрее, если непрестанно общаться с ним. Комментирование действий расширяет словарный запас чада, он пытается повторять звуки. Подражание речи взрослого хорошо влияет на становление речевого аппарата. Гуление активно вытесняется слогами, получаются и первые осознанные слова. При виде родного лица ребёнок улыбается и лепечет.

Как происходит общение и развитие речи малыша в 9 месяцев

  • Грудничок продолжает разделять людей на знакомых и незнакомых. Чужой человек может спровоцировать крик и плач, родной голос и объятия успокоят и расслабят. Нарушение границ личного пространства глубоко возмущает, обижает. Близкому человеку ребёнок доверяет, поэтому с радостью выполняет просьбу поделиться игрушкой. Этот возраст характеризуется игровой формой общения.
  • Ребёнок реагирует, когда называют его имя. Если мама спросит, где находится любимая игрушка или старший братик, чадо обязательно повернётся в нужном направлении.
  • Кроха произносит односложные слоги, их сочетания, лепет сменяется на осознанную мелодичную речь. Ребёнок играет интонацией, паузами в словах, делает ударение.
  • Детки в девять месяцев любят песенки, потешки, короткие стишки, считалки. Колыбельные убаюкивают и настраивают малыша на безмятежный сон.
  • Младенец подражает мимике и жестам родителей, кивает головой, разводит руками, наклоняется из стороны в сторону. Маленький человек может помахать рукой в ответ на приветствие, послать воздушный поцелуй любимой бабушке.
  • Зрительный аппарат различает мелкие детали, концентрируется на них. Ребёнок может показывать далёкие и близкие предметы.
  • Слух способен идентифицировать тихие звуки.
  • Ребёнок учится логически мыслить и осознавать причинно-следственные связи. Можно поставить перед крохой ящик и кубик, затем спрятать кубик в ящик и попросить показать, где спрятанный предмет. Малыш будет крутить головой в поисках игрушки, пока не догадается заглянуть в ящик.

Питание в 9 месяцев

Детки в этом возрасте остаются на грудном вскармливании или получают смесь, но их рацион обогащается новыми продуктами: овощами, фруктами, мясным пюре, кашами, творогом. Этот возраст – отличное время для введения в меню рыбы. Начинать можно с тресковых пород. Следует внимательно наблюдать за реакцией малыша после пробы нового продукта: аллергия на рыбу встречается достаточно часто.

Что еще нужно включить в рацион малыша 9 месяцев

В это же время вводится кефир. Лучше всего предлагать кисломолочный продукт вечером, начиная с 20-30 мл и постепенно доводя порцию до 200 мл.

У малышей активно режутся зубки, поэтому протёртая пища может частично заменяться на мелко порезанную или в виде небольших ломтиков. Можно вводить в меню хлеб и растворимое детское печенье.

Советы молодым родителям

Девятимесячного ребёнка необходимо учить самостоятельности, хвалить новые навыки в общении, игре, исследовании мира. Когда кроха садится или становится на ноги, необходимо следить за правильной осанкой. Удобный стульчик при занятиях на развитие мелкой моторики (собирание пирамидки, искание предметов в песке, крупе) поможет сохранить спину прямой.

Можно продемонстрировать маленькому исследователю навыки ходьбы: поставить ножками на свои ступни, держа за руки, и пройтись так по комнате.

Как развить умения ребёнка возрастом 9 месяцев

  • Приобщение к домашним обязанностям поможет малышу играючи вытереть пыль, помыть чашечку или собрать книжки в одну стопку.
  • Карапуз охотно будет держать пальчиками карандаш, рисуя картинку.
  • Обращение с небольшими просьбами повысит интерес к игре. Фразы «подай мячик», «надень шапочку» утвердят кроху в мысли, что он уже большой, родитель ему доверяет.
  • Побуждение совершать самостоятельные шаги очень важно. Вождение за две руки или за одну ручку, если малыш может держать равновесие, приветствуется.
  • Ребёнок в 9 месяцев предпочитает простые игрушки – юлу, кубики, пирамидки, формочки различной формы, размера и конфигурации. Музыкальные книжки и модули занимают его на долгое время.

Безопасность во время игр и занятий прежде всего! Стоит заглушить розетки, спрятать провода, убрать подальше опасные, острые и горячие предметы. Бытовая химия и корм для животных нужно хранить вне досягаемости крохи.

Уход и примерный режим дня

Возраст девяти месяцев отличается пятиразовым питанием и двухразовым дневным сном примерно по два часа. Ночной отдых продолжается 10-11 часов без перерыва на кормление. Бодрствование в дневное время направлено на изучение окружающего мира. Гулять с чадом достаточно два раза, утром и вечером. Лучше совмещать период сна и прогулку вместе. Летом можно проводить на улице больше времени – это закалит малыша, укрепит здоровье, поможет познать что-то новое.

Каждодневные процедуры

  • Умывание;
  • Принятие ванны с закаливающим эффектом (температуру снижать постепенно от 37 градусов до 34);
  • Очищение зубов;
  • Высаживание на горшок утром, до и после обеда и прогулки, перед сном, ночью;
  • Личная гигиена (подстригание ногтей, очищение ушных раковин);
  • Физические упражнения в дневное время, чтение – перед сном.

Распорядок дня ребёнка девяти месяцев

Все детки разные, поэтому режим дня устанавливается индивидуально. Примерный график для малютки девяти месяцев жизни:

Время Описание процесса
7:00 Подъём. Питание смесью или грудным молоком
7:30 Умывание, подмывание
8:00 Утренние игры, собирание пирамидки, игра в «ку-ку»
9:00 Гимнастические упражнения, укрепление мускулатуры, лёгкий массаж
10:30 Второй завтрак. Прикорм с использованием каши, масла сливочного или желтка. Пюре из фруктов
11:30 Сборы на прогулку. Прививание навыков самостоятельности при одевании
12:00 Прогулка, первый дневной сон
14:00 Обед, состоящий из супа, мясного блюда, овощей, хлеба, компота или сока
15:00 Исследовательская деятельность, познавательное чтение, игры
16:00 Прогулка, второй дневной сон
18:00 Полдник (творожок, печенье, фруктовое пюре или йогурт)
18:30 Прослушивание музыки, успокаивающие занятия, собирание кубиков, складывание узоров, рисование
20:30 Вечернее умывание, принятие ванны, чистка зубов
21:30 Кормление грудью или смесью. Чтение перед сном, колыбельные
22:00 – 7:00 Сон. В ночное время груднички прикладываются один-два раза для кормления, искусственники спят, не тревожась

Как должен одеваться 9-месячный малыш

Кроху следует одевать по погоде, помня, что детский организм легко переохлаждается и перегревается. Чадо много двигается, поэтому вещи должны быть удобными, по размеру, из дышащих натуральных материалов.

Собирая ребёнка на прогулку, необходимо соблюдать принцип «капусты». Надевать лёгкое боди на голое тело, затем поддёву из флиса, сверху тёплый комбинезон или штаны с курткой. Контроль за состоянием температуры тела можно проводить, трогая ручки или затылок карапуза.

Развивающие игры с малышом

Кроха в девять месяцев интенсивно развивается, активно ползает, может долго сидеть и играть в спокойные игры. Чем занять малыша:

  • Первые ролевые игры с мягкими игрушками, куклами, пальчиковыми фигурками;
  • Манипуляции с мячами разного диаметра, неваляшками, пирамидками, формочками;
  • Наблюдение за заводными механизмами;
  • Игра в «самолётик». Удерживать ребёнка, призывая его вытянуться и раскинуть руки. Подбадривать полёт стихами и поговорками;
  • Раздеть, одеть куклу, показать все части тела и личика;
  • Спрятать один предмет из выстроенных в линию, побуждать малыша отыскать игрушку;
  • Сравнивать оригинал и отражение в зеркале.
  • Эмоционально можно развивать путём строения рожиц. Закрывать лицо платком, снимая который ребёнок будет видеть огорчённую, весёлую, добрую, грустную, забавную маму.
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Кайдалова Евгения Александровна/ автор статьи

Врач 1-й категории.
Профессиональный стаж: 14 лет
Эксперт сайта: House-Fitness.ru

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Медицинский портал о заболеваниях и эффективных способах лечения
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: