Как развивать свой мозг

Развитие мозга – одно из основных направлений самосовершенствования человека. В процессе эволюции мозг человека развился настолько, что прежние стандарты образованности и интеллекта существенно отстают от нынешних. Все достижения научно-технического прогресса и качественные изменения, которые произошли в окружающем мире, стали возможны благодаря постоянному улучшению функций мозга, повышению эффективности процессов познавательной и мыслительной деятельности человека.

Общие сведения

Нейропластичность заключается в способности нейронов изменять функциональную направленность, в способности нейрональной сети изменять структуру, количество и вид продуцируемых нейромедиаторов. Нейропластичность ассоциируется с репаративными (восстановление тканей после повреждения) функциями нервной ткани и компенсаторными возможностями мозговых структур.

Нейропластичность головного мозга предполагает возможность его развития, для чего человек применяет разносторонние методы, направленные на повышение уровня интеллекта. Многоуровневая информационная нагрузка заставляет мозговые структуры работать более эффективно. В результате ежедневных тренировок наблюдаются результаты:

  1. Повышение скорости реагирования нервной системы на стимулы (эндогенные, экзогенные).
  2. Улучшение адаптивной способности нервной системы посредством структурно-функциональной перестройки нейрональной сети.
  3. Оптимизация нервной деятельности.

В основе механизмов развития возможностей головного мозга лежит особенность реагирования на импульсы в зависимости от их интенсивности. Исследования показывают, повышение силы возбуждающих импульсов приводит к улучшению синаптической передачи и увеличению функциональной активности нейронов. Нейрональная сеть – фундамент мозга, который определяет когнитивный потенциал индивида.

Исследования показывают, у индивида, который занимается творчеством, постоянно и на высоком уровне продолжается процесс функционирования нейрональных структур. Чтобы тренировать свой мозг, нужно его нагружать, используя такие средства, как задачи, головоломки, интеллектуальные упражнения. Электрические и химические стимулы, продуцируемые нейронами – основа мыслей, эмоций и памяти.

Ученые выяснили как стимулировать мыслительную деятельность – если заставлять мозг работать на максимальных пределах, можно непрерывно развивать нейрональные сети, следовательно, память и интеллект. Воспоминание представляет собой когнитивный взрыв комбинаторного типа. Установлено, что процесс формирования долговременной памяти, связан с синтезом нейронами белковых соединений.

Метаболизм белка в нейронах – ключевое звено в процессе формирования памяти и фиксации сформированных образов. Вот почему развивать свой мозг нужно параллельно с реализацией таких принципов, как полноценное, сбалансированное питание. Физическая активность – важный компонент программы, как натренировать мозг. Доказано, что двигательная активность, особенно тонкая моторика, влияет на деятельность мозга.

Упражнения, в которых задействованы руки и пальцы, применяются для развития мозга взрослого человека или ребенка с древних времен. Впервые упражнения ввели в широкую практику китайские врачи во II веке до нашей эры. Упражнения для пальцев рук делали в комбинации с точечным массажем. Точки, находящиеся на тыльной и внутренней стороне ладони, взаимосвязаны с нервной системой. Воздействие на точки стимулирует активность нервных структур.

В России аналогичные практики представлены в форме детских игр (Ладушки, Сорока-Ворона). Тренировка мелкой моторики – эффективный способ развития речевых навыков в детском возрасте. Физические упражнения позволяют достичь гармонии между умственной и двигательной деятельностью индивида. Здоровый образ жизни, в том числе отказ от вредных привычек и достаточный сон – необходимое условие, чтобы развить память и интеллект.

Методика развития мозга у детей

Делая с ребенком специальные упражнения, мы развиваем его мозг, речь, память. Врачи рекомендуют делать массаж ладоней каждый день. Для занятий с ребенком в возрасте 2-5 лет используют такой метод, как фасолевые ванны. В большую пластиковую емкость насыпают фасоль. Внутрь помещают мелкие игрушки и тщательно закапывают их в фасоли. Ребенок погружает руки в емкость и наощупь отыскивает игрушки. Другие упражнения:

  • Лепка из пластилина, глины, теста.
  • Составление картинок из мозаики или пазлов.
  • Игры с бусинами, нанизывание на нитку бисера, пуговиц и бусин.
  • Шнурование обуви.

Чтобы мозг развивался, занятия на улучшение мелкой моторики сочетают с физическими нагрузками – спортивными тренировками, подвижными играми, гимнастикой. Обязательные принципы – саморазвитие и самообучение. Впервые обозначенные принципы предложены и научно обоснованы итальянским врачом, психологом, педагогом Марией Монтессори. Она разработала специальную программу обучения и занималась с умственно отсталыми детьми.

Ее подопечные добились более высоких результатов по сравнению со здоровыми детьми в таких видах деятельности, как письмо, чтение, математический счет. Подобный исход предопределил широкое признание и распространение методики, разработанной Монтессори. В основе методики – уважение к личности каждого ребенка, что позволяет раскрыться индивидуальным способностям и талантам. В учебном процессе применяются развивающие игры и упражнения:

  1. Переливание воды из разных емкостей. Чтобы ребенку было интересно, можно использовать воду, подкрашенную разноцветными пищевыми красителями.
  2. Приготовление простых блюд (салат, лепка вареников, вымешивание теста).
  3. Хождение по нарисованной на полу линии. Сначала можно нарисовать слегка закругленную или прямую линию. Затем задача усложняется – малышу предстоит пройтись по фигурной, изогнутой линии.
  4. Рисование красками и карандашами.
  5. Вышивание, шитье.

Двигательная активность в раннем возрасте (10-12 месяцев) важна для развития интеллекта. Согласно принципам Монтессори, в детской комнате создают пространство, где малыш может самостоятельно двигаться в безопасных условиях. Например, устанавливают вдоль стены перекладину, за которую ребенок может держаться, передвигаясь по комнате. Среди игрушек для детей раннего возраста обязательно присутствуют кубики, сенсорные коврики, ксилофон, пирамидки.

Эти предметы способствуют развитию мелкой и крупной моторики. Для стимуляции двигательной активности используют мячики, шары, которые кидают, догоняют, катают. Шарами можно сбивать кегли, что тренирует координацию движений. Хороши занятия по разучиванию стихов и песен с детьми в возрасте старше 3 лет. Они тренируют память, расширяют кругозор, развивают музыкальный слух, воображение, вокальные данные.

Особенности тренировки мозга у взрослых

Простейшие занятия для развития мозга у взрослых – решение арифметических задач. Методику разработал японский ученый Рюта Кавасима, специалист в области томографии мозга. Ученый убежден, ежедневное развивание умственных способностей продлевает молодость (способность работать на пределе возможностей) интеллекта. Результаты решения заданий по арифметике различаются в зависимости от их особенностей и условий выполнения:

  • Ускорение умственной деятельности при выполнении элементарных арифметических заданий на скорость приводит к развитию структур обоих полушарий мозга у детей и взрослых.
  • Решение задач без учета времени вовлекает в мыслительный процесс преимущественно левое полушарие.
  • При решении примеров повышенной сложности активизируются участки префронтальной коры и левого полушария.
  • Процесс письма ассоциируется с активностью лобных долей.
  • При чтении вслух задействовано больше участков мозгового вещества, чем при чтении без голосового сопровождения. Причем при чтении в ускоренном режиме увеличивается интенсивность работы нейрональной сети.

Мозговые структуры развиваются в результате любых умственных нагрузок. Самая простая задача заключается в счете от 1 до 150. Важно четко проговаривать каждую цифру. Чтобы постепенно повышать уровень сложности, нужно увеличивать скорость счета. Другое задание состоит в запоминании слов из списка, состоящего из 30 многосложных (больше 3 слогов) слов.

В течение 2 минут нужно зафиксировать в памяти большее количество слов. Тренируя память подобным способом, удастся продлить умственное долголетие. Чтобы улучшить функции нейрональных структур, делают простые арифметические действия – складывают, отнимают, умножают и делят простые числа в уме. Суть упражнения «Эффект Струпа» состоит в том, чтобы правильно называть цвет, в который окрашены слова, означающие другой оттенок.

Например, слово «желтый» окрашено красным цветом, тестируемый должен вслух произнести «красный». В списке содержится больше 30 слов, окрашенных в разные оттенки. Такая тренировка поможет сохранить остроту ума до глубокой старости. В интернете можно найти немало сайтов, где представлены тесты и задания, которые улучшают когнитивные функции.

Разработаны специальные приложения для мобильных телефонов, где пользователю предлагается ежедневно выполнять несколько мини-заданий для тренировки памяти и мыслительной деятельности. В рамках корпоративного обучения проводятся семинары и тренинги, где сотрудники компании практикуют и совершенствуют интеллектуальные навыки.

Практические упражнения

Методики и упражнения, как развить мозг, преследуют целью активизацию работы нейронов и их функциональных групп. Любые задачи для развития мозга связаны с активизацией мышления, внимания, речевых центров. Мозг атрофируется без интеллектуальных нагрузок так же, как мышцы становятся хилыми и вялыми без физических упражнений.

Люди с натренированной памятью подсознательно связывают информацию с хранящимися воспоминаниями, что позволяет сравнивать ее с уже имеющимися сведениями и делать объективные, основательные выводы. Накопление опыта происходит на фоне его постоянного использования, что ассоциируется с повышением эффективности мышления. Популярные упражнения:

  1. Зеркальное рисование. Выведение одинаковых предметов или половин одного предмета разными руками одновременно. Начинают с простых фигур – петель, квадратов, кругов.
  2. Восстановление зрительных образов по памяти. Мысленно восстанавливают в памяти внешность человека с мельчайшими подробностями. Усложняя задачу, вспоминают тон голоса, аромат парфюма, которым он пользуется.
  3. Случайные слова. Выбрав наугад несколько, не связанных по смыслу слов, составляют содержательный рассказ с соблюдением логической последовательности событий.
  4. Нейробика. Предполагает выполнение привычных действий необычным способом. Например, передвигаясь по дому, закрывают глаза, когда пишут, держат ручку левой рукой (левши – правой). В рамках нейробики учатся различать малейшие оттенки запахов, с закрытыми глазами определяя вид цветка или название духов. Или определяют предмет на ощупь, например, номинал монеты.
  5. Алфавит. Пишут на листке буквы алфавита. Перед каждой буквой в произвольном порядке ставят литеру «Л», «П» или «О». Отчетливо произносят буквы алфавита, параллельно поднимая правую, левую или обе руки в зависимости от рядом стоящей литеры.
  6. Эмоциональный интеллект. Отработка навыков понимания своих эмоций и распознавания эмоций других людей.
  7. Нестандартные ответы. Услышав банальные вопросы, придумывают необычные ответы. Например, на вопрос о том, как обстоят дела, отвечают остроумной фразой.

Натренированный человек способен в считанные секунды справиться с такими задачами, как счет многозначных чисел в уме, запоминание большого объема текстовой информации. Индивид, который занимается саморазвитием, замечает незначительные детали, концентрирует внимание на ключевых моментах, свободно ориентируется в потоках информации, быстро анализирует ситуацию и планирует действия.

Упражнения, которые лучше всего развивают мозг – арифметические задачи, чтение, письмо, т.е. обычные учебно-образовательные приемы и навыки, что связано с активизацией, стимуляцией деятельности отдельных нейронов и нейрональных групп.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Аватар
Кайдалова Евгения Александровна/ автор статьи

Врач 1-й категории.
Профессиональный стаж: 14 лет
Эксперт сайта: House-Fitness.ru

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Медицинский портал о заболеваниях и эффективных способах лечения