Заикание у детей – нарушение речевой функции, характеризующееся неоднократным повторением и пролонгацией фонем, слогов и слов. В результате речь становится прерывистой. Нарушение речевого ритма обусловлено частыми остановками и неуверенностью, нечеткостью произношения звуков и фраз. Распространенность патологии составляет 1-5% населения. В 90-95% случаев расстройство речи дебютирует в возрасте 2-7 лет. Заикание у мальчиков диагностируется в 4 раза чаще, чем у девочек, в большинстве случаев возникает на фоне поражения мозга в перинатальный период.
Характеристика
Заикание у детей дошкольного возраста развивается поэтапно. В начальной стадии у ребенка, овладевающего навыками речи, наблюдается физиологическое повторение слогов как результат ассоциативной атаксии (нарушение согласованности движения мышц, управляющих элементами речевого аппарата).
Вторая стадия проявляется диссоциативной атаксией вторичного типа, которая коррелирует с запаздыванием или нарушением развития в результате повреждения мозгового вещества. Как следствие происходит нарушение тонкой дифференцировки (возникновение различий) произвольных функций, регулируемых двигательным компонентом речевого аппарата. Из-за неспособности элементов речевого аппарата точно выполнять команды мозга, происходит нарушение речи.
Третья стадия проявляется ассоциативной афазией. Ребенок в возрасте пяти лет, который неправильно произносит фонемы и слова, осознает дефекты речи и старается их корректировать. Концентрация внимания на произношении ассоциируется с рефлекторным возбуждением, в результате появляются акустические нарушения вторичного типа.
Логоневроз у детей – заикание невротического генеза, начинается по причине нарушения сократительной способности мускулатуры речевого аппарата, что учитывается при выборе тактики лечения. Логоневроз сопровождается нарушением плавности, скорости и размеренности устной речи.
Причины возникновения
Заикание – неврологическое заболевание, которое лечит врач-невролог, кто выявляет причину речевого расстройства. Чаще ключевой этиологический фактор – повреждение (чаще перинатальное) головного мозга. В результате нарушается взаимодействие между мозговыми структурами, обеспечивающими речевую функцию. Причины патологии, когда ребенок начал заикаться, связаны с повреждением мозговых структур – речевых центров.
У таких детей параллельно часто выявляется минимальная дисфункция мозга (ММД). Другие сочетанные заболевания: нарушение мозгового кровотока (дисциркуляторная энцефалопатия), церебральная гипертензия (повышение показателей внутричерепного давления). Провоцирующие факторы:
- Соматические, неврологические заболевания в анамнезе.
- Эмоциональные переживания, стрессы.
- Физическое, умственное переутомление.
Одна из причин возникновения – наследственная предрасположенность. Патология выявляется у близких родственников с частотой 18%. У близнецов этот показатель достигает 77%. Риск развития нарушений у детей, чьи родители страдали от заикания, оценивается в 9-17% для девочек, 22-36% для мальчиков.
Сопутствующие симптомы
Заболевание, когда ребенок заикается, чаще дебютирует в возрасте 3-6 лет, что связано с интенсивным формированием речевой функции в обозначенный период, если появились первые признаки, нужно делать диагностику для подтверждения или опровержения подозрений. Дебютные признаки у ребенка 3 лет:
- Затруднения при инициации речи.
- Вынужденные остановки между отдельными слогами и словами.
- Повторение звуков, слогов в начале слова.
- Дополнительные звуки (обычно «а», «и») перед произнесением слова.
- Уменьшение объема речи.
Некоторые дети в возрасте 4 лет и старше, освоившие первичные речевые навыки, отказываются разговаривать из-за дефектов речи. Молчание может продолжаться до 24 часов. Сопутствующие проявления включают повышенную тревожность, раздражительность, агрессию, плаксивость.
На фоне нарушения психо-эмоционального фона ребенок становится замкнутым, отказывается возвращаться в детский сад, что связано со страхом перед насмешками сверстников. Такие дети часто страдают от бессонницы и отсутствия аппетита. Как следствие у них нередко выявляются заболевания желудочно-кишечного тракта психогенной этиологии.
Диагностика
Чтобы узнать, почему ребенок заикается, нужно записаться на прием к врачу-неврологу. В логопедии классификация патологии осуществляется с учетом причин возникновения, что выясняется при помощи диагностики, это позволяет эффективно бороться с речевыми расстройствами. Диагноз ставят на основании данных анамнеза и клинической картины. Основные инструментальные методы:
- Электроэнцефалография.
- Электромиография.
- МРТ, КТ.
В ходе визуального осмотра оценивается состояние мышечных структур, тонкая моторика и двигательная активность в целом. Параллельно исследуется уровень слухового и зрительного восприятия. Показаны консультации офтальмолога и отоларинголога.
Методы лечения
Заикание у детей лечат врачи разных специализаций, в том числе невролог, психиатр, логопед, в зависимости от этиологических факторов и от того, какие симптомы преобладают. Чтобы вылечить заикание у ребенка применяют такой метод, как перестройка нарушенных речевых навыков. Проводятся мероприятия:
- Занятия с логопедом для отработки техники речи.
- Аутогенная тренировка.
- Психотерапия (индивидуальные, групповые занятия).
- Тренировка речевых навыков. Предполагается отработка сопряженной (одновременное произнесение слов и фраз двумя и больше людьми), отраженной (индивидуальное и групповое повторение слов и фраз вслед за ведущим-логопедом), вопросно-ответной (формирование и произнесение ответа на заданный вопрос), спонтанной (неподготовленные фразы, описание картинок, придумывание историй на заданную тему) форм речи, чтение художественной литературы – стихов и прозы.
Лечение заикания у детей независимо от причин возникновения предполагает занятия с логопедом. Особое значение при отработке речевых навыков приобретает постановка правильного дыхания. Дыхательная гимнастика, разработанная А. Стрельниковой, позволяет контролировать дыхание в момент произнесения звуков, что улучшает дикцию.
Короткий вдох выполняется активно и эмоционально. Выдох производится непроизвольно, на нем не нужно акцентировать внимание. Специальные упражнения помогают сочетать технику дыхания с произнесением фонем. На стадии вдоха произносятся звуки.
Выполнение упражнения «Насос» предполагает произнесение элементов звукового ряда (или только гласных) на стадии выдоха, сочетая речь с наклоном в направлении вперед. Отработка затаенного, спрятанного дыхания выполнятся по схеме – короткий вдох, сопровождающийся наклоном, задержка дыхания в положении наклона, голосовой счет до восьми на стадии произвольного выдоха.
Постепенно количество циклов счета до 8 увеличивается на одном выдохе. Позже упражнение усложняется. На выдохе пациент считает до 8, после наклона вперед делает полуприседания. Упражнение тренирует выдержку, умение максимально долго задерживать дыхание, что способствует улучшению произвольного контроля дыхательной и речевой деятельности. Другое дыхательное упражнение:
- Встать прямо, кисти рук расположить на боках.
- Развернуть голову в сторону, сделав быстрый, эмоциональный вдох.
- Развернуть голову в противоположную сторону, сделав выдох во время совершения поворота.
- Завершив разворот в противоположную сторону, сделать быстрый, эмоциональный вдох.
- Повторить цикл.
Выполняя упражнение важно сохранять мышцы шеи в расслабленном состоянии. Туловище и руки остаются неподвижными. Другое упражнение для тренировки дыхания у малышей заключается в задувании импровизированной свечи.
Дети старше шести лет справятся с упражнением, во время которого поддерживается заданная траектория движения воздушного шарика при помощи выдуваемого воздуха.
Дыхательная гимнастика сочетается с массажем в зоне лицевой мускулатуры, участвующей в процессе артикуляции (совокупная работа произносительных органов при формировании речевых звуков). Расслабляющие массажные движения устраняют мышечные спазмы, тонизирующие – улучшают кровообращение и кровоснабжение мышц речевого аппарата. Расслабляющий массаж делают в области шеи и воротниковой зоны. Кроме классических приемов практикуют точечный массаж.
Большое значение при коррекции заикания у детей 5 лет имеет тренировка расслабления скелетных мышц. Мышечная релаксация достигается в ходе занятий танцами, во время плавания и бега. Упражнения для расслабления мышц, рассчитанные на пациентов дошкольного возраста, удовлетворяют условиям – простота исполнения и возможность выполнять в любой обстановке. Несколько вариантов:
- Лошадки. Цель занятия – расслабление мускулатуры ног. Ведущий рассказывает, что участники игры – лошадки, которые долго стояли на улице зимой и замерзли. Чтобы согреться, нужно из положения стоя приподнимать одну ногу, опираясь на носок и на вторую конечность. Руки расслабленно опущены вниз вдоль тела. Поочередно меняется опорная нога.
- Солдатики. Цель занятия – развитие двигательной координации. Ведущий размеренно ударяет в барабан, дети маршируют под ритмичные звуки. Затем под управлением ведущего участники выполняют действия. Единичный удар в барабан означает, что нужно развести руки в стороны, 2 удара – поднять руки, 3 удара – сделать присед. Если барабан замолчал, дети становятся прямо, располагают руки на поясе, перекатываются на ступнях, перенося опору с носка на пятку и обратно.
- Загар. Цель занятия – релаксация мышц ног. Дети усаживаются на стулья. Ведущий предлагает представить, что они загорают. Для этого нужно приподнимать и удерживать ноги, подставляя их под воображаемое солнце. Ноги удерживают на весу в течение нескольких секунд, затем опускают и расслабляют.
Упражнения выполняют несколько раз на протяжении дня. Каждое упражнение делают 3-5 раз. После занятий рекомендована произвольная двигательная активность в форме танца под ритмичную музыку в течение около 5 минут. Детей вовлекают в создание театрализованных представлений по мотивам популярных сказок.
Чтобы излечить логоневроз в детском и подростковом возрасте, можно воспользоваться советами доктора Комаровского. Известный врач рекомендует соблюдать режим дня и понижать уровень тревожности малыша. Следует набраться терпения и не подгонять ребенка, который разговаривает заикаясь. Категорически запрещается ругать ребенка или высказывать ему замечания типа: «Говори нормально».
Медикаментозная терапия
Медикаментозное лечение заикания у детей школьного возраста и подростков проводится с целью стимуляции резервного потенциала мозга. Восстановление цикличного ритма работы мозга помогает убрать сопутствующие синдромы, к примеру, гиперактивности и дефицита внимания. На фоне медикаментозной терапии улучшается функция памяти и способность концентрировать внимание, что коррелирует с успешным логопедическим лечением.
Лекарства от заикания у детей выписывает врач-невролог. Обычно это таблетки седативного действия. Применение успокоительных препаратов обосновано в случаях, когда причины речевых расстройств ассоциируются с эмоциональными потрясениями, стрессовыми воздействиями. По показаниям врач может назначить противосудорожные, ноотропные средства, корректоры мозгового кровотока и транквилизаторы.
Упражнения
Лечение заикания у детей в домашних условиях осуществляется при помощи специальных упражнений в несколько этапов. На первом этапе преследуемая цель – ограничение речи. Задачи первого этапа сводятся к развитию произвольной моторики и лицевых мышц. Варианты игровых упражнений:
- Молчанка. Игра направлена на устранение чрезмерного возбуждения, воспитание усидчивости. Взрослый ставит песочные часы и предлагает ребенку молча заниматься рисованием, лепкой, сборкой конструктора или складыванием пазлов. Если ребенок нарушит молчание раньше условленного времени, ему придется отдать игрушку или другую любимую вещь. За соблюдение сроков молчания ребенок поощряется фантом или другим бонусом.
- Космонавты. Цель занятия – развитие внимания и воспитание реакции торможения. Ведущий рассказывает ребенку, какими качествами должен обладать космонавт. Среди них усидчивость, внимательность, собранность, выдержка. Ребенку предлагают не совершать действий без предварительного сигнала, к примеру, слова «выполняй». Затем ведущий дает указания ребенку, к примеру, сесть, встать, поднять руку. Ребенок не должен реагировать на слова ведущего, пока не услышит команду «выполняй».
- Рыбка. Цель игры – развитие дыхания с вовлечением диафрагмы. Ребенок укладывается на коврик на спину. На живот помещают игрушечную рыбку. Ведущий предлагает ребенку совершать плавные, ритмичные движения вверх-вниз животом, имитируя перекатывание волн, чтобы создать видимость, что рыбка плывет. Длительность упражнения не превышает 3 минуты. Важно выполнять движения без усилий, чтобы предотвратить избыточное повышение тонуса мышц.
На следующем этапе цель упражнений при заикании у детей сводится к развитию сопряженной речи, тренировке удлиненного вдоха и мягкости при подаче голоса. К примеру, во время игры «Эхо» вырабатывается умение контролировать силу голоса. Ребенок повторяет за ведущим гласные звуки и их сочетания («а», «о», «и», «у», «ау», «уи», «оа»). Сначала ребенок произносит фонемы громко, затем тихо, имитируя эхо.
Упражнение «Мыльный пузырь» поможет заикающемуся малышу овладеть навыками произнесения согласных звуков и научиться формировать паузы. Ведущий рассказывает о мыльном пузыре, который лопнул, издавая звук «ш-ш-ш», затем короткая пауза и снова «ш-ш-ш», затем короткая пауза и снова «ш-ш-ш».
Ребенок повторяет за ведущим звук «ш-ш-ш», соблюдая паузы. Затем импровизированный пузырь надули насосом – ребенок повторяет за ведущим звук «с-с-с», затем короткая пауза и снова «с-с-с», затем короткая пауза и снова «с-с-с».
Режимные мероприятия
Чтобы эффективно лечить заикание у детей, которым исполнилось 4 года и старше, нужно соблюдать такие условия, как обеспечение здорового питания и полноценного отдыха. В ежедневный рацион включают овощи, фрукты, кисломолочные продукты, блюда, приготовленные из цельнозерновых злаков. Необходимо уменьшить потребление животных жиров, рафинированных сладостей и копченых мясопродуктов. Ночной сон дошкольников длится не меньше 8 часов.
Перед сном рекомендуется проводить водные, расслабляющие процедуры – теплую ванну с добавлением отваров на основе лекарственных растений, которые обладают успокаивающим действием. К ним относят ромашку, корень валерианы, мяту, мелиссу. В воду также добавляют морскую соль или несколько капель ароматических масел (лаванда, нероли, сандал, фенхель, бергамот), которые обеспечивают релаксирующий эффект. Другие мероприятия:
- Ограничение пребывания за компьютером, просмотра телепередач перед сном.
- Сокращение активных, подвижных игр и других занятий в вечернее время.
- Избегание стрессовых воздействий (семейные конфликты).
- Уменьшение умственных нагрузок.
- Ежедневные прогулки на свежем воздухе.
Разговаривая с ребенком, нужно поддерживать спокойный тон, использовать плавную, неспешную речь без повышения силы голоса. Чтобы избежать у малыша физического и умственного перенапряжения, нужно ограничить посещение дополнительных секций, кружков.
Чтобы узнать, как вылечить ребенка от заикания, нужно обратиться к врачу-неврологу, который выяснит причину нарушений и назначит адекватную терапию.