Мнемотехника начинающим для развития памяти

Мнемотехника для начинающих – совокупность приемом и методов, которые помогают лучше запоминать новые сведения. Принцип освоения нового материала строится на образовании ассоциативных связей, что приводит к значительному увеличению объемов запоминаемой информации. Своеобразная тренировка памяти с выстраиванием логических цепочек и ассоциативных рядов способствует улучшению когнитивных функций.

Определение

Мнемотехнические приемы – это доступные способы удержания в своей памяти масштабных сведений, к примеру, таблицы хронологии исторических дат, списка номеров телефона, словаря, состоящего из иностранных слов. Приемы мнемоники предполагают построение ассоциаций, которые задействуют в процессе запоминания визуальные и слуховые компоненты. Особенности применения методики:

  1. Замена абстрактных понятий реальными представлениями, которые могут восприниматься визуально (при помощи органов зрения), аудиально (при помощи органов слуха) и при помощи проприоцептивной системы (мышечное ощущение).
  2. Объединение новых объектов с имеющимися в памяти образами.
  3. Использование модификаций, позволяющих лучше запоминать информацию.

Приемы мнемотехники для улучшения процесса запоминания сводятся к акцентированию внимания на взаимодействии зрительных образов, которые отражают значимые моменты запоминаемых сведений. Обучение мнемотехнике проводится с выделением ключевых этапов:

  • Трансформация новых сведений в зрительные образы.
  • Объединение образов, формирование фрагментарных связок.
  • Определение последовательности.
  • Закрепление результата.

Люди, которые освоили уроки мнемотехники, могут воспроизводить выученную информацию в прямой и обратной последовательности. Основные методы и приемы мнемотехники, подходящие для начинающих взрослых и детей:

  1. Построение фраз из начальных букв каждого запоминаемого слова. К примеру, чтобы запомнить падежи в русском языке, заучивают фразу: «Иван (именительный) Рубил (родительный) Дрова (дательный), Варвара (винительный) Топила (творительный) Печку (предложный)».
  2. Рифмизация – создание стихов, зарифмованных двустиший и четверостиший, которые ассоциируются с запоминаемыми данными. К примеру, если нужно зафиксировать в своей памяти, что во множественном числе правильно пишется «туфель», а не «туфлей», можно воспользоваться двустишием: «Одна пара модных туфель стоит, как огромный трюфель».
  3. Использование созвучных выражений при усвоении иностранных слов и длинных терминов.
  4. Мысленное формирование ярких изображений, которые ассоциативно связываются с информацией, подлежащей запоминанию.
  5. Метод локусов (мысленное создание отдельных локаций, куда помещаются новые сведения в определенной последовательности, что позволяет при посещении конкретной комнаты «дворца памяти» находить нужную информацию).

Мнемотехники и способы развития памяти предусматривают мысленное создание параллельных образов. К примеру, чтобы зафиксировать в сознании, что во множественном числе в родительном падеже правильно говорить «чулок» и «носков», нужно представить, что чулки – длинный предмет одежды, поэтому слово нужно выбирать в противовес короткое – «чулок», а не «чулков».

Носки – короткий предмет одежды, поэтому слово нужно выбирать длинное – «носков», а не «носок». Еще одно двустишие, которое поможет справиться с запоминанием правил орфографии: «Колобок катиться мог без носков и без чулок». Чтобы зафиксировать в сознании правило, когда выбирать слово «одеть», а когда «надеть», нужно сосредоточить внимание на фразе: «Одеть девочку Надежду, надеть на себя одежду».

Другой вариант: «На себя надену, Валечку одену». Чтобы запомнить, когда выбирать «так же», а когда «также», стоит обратить внимание на выражение: «Я на ярмарку пойду, так же как в прошлом году. Там опять куплю корову, лошадь, также и козу». В Древней Руси азбука олицетворяла собой наглядный пример применения мнемотехники для обучения начинающих детей и взрослых.

Начальные буквы азбуки звучат, как «аз», «буки», «веди», что буквально означает «я буквы ведаю (знаю)». Следующие буквы русского алфавита назывались «глагол», «добро», «есть», что буквально означает «речь – это есть добро». Мнемотехника для развития процесса запоминания базируется на визуальных, слуховых, тактильных стимулах, а также на ощущениях и эмоциях, которые ассоциируются с новой информацией.

Известная пословица гласит, что лучше увидеть 1 раз, чем услышать 100 раз, что отражает целесообразность преобладания визуального компонента в упражнениях по развитию способности запоминать материал. Пример широкого, повсеместного использования принципов мнемотехники – дорожные знаки.

Логотипы компаний отражают концепцию и направление их деятельности, что также обусловлено применением приемов мнемотехники. Если у компании продуманный логотип, потенциальные потребители легко запоминают сведения о ней и о продуктах, которые она предлагает на рынке.

Примеры практического применения

Простым примером использования мнемотехники является детская считалка: «Каждый охотник жаждет знать, где скрывается фазан». Начальные буквы слов помогают запомнить цвета радужного спектра: красный и оранжевый, за которыми следуют желтый и зеленый, затем голубой, синий и фиолетовый.

Другой пример стоит использовать, когда необходимо запомнить в каких словах не нужно писать букву «т» между звуками «с» и «н». В этом поможет легко запоминающаяся скороговорка: «Не чудесно, а ужасно, не прекрасно, а опасно букву «т» вставлять напрасно». В скороговорке задействованы слова, орфографическое написание которых обычно вызывает затруднения. Занимаясь с самыми маленькими детьми, важно задействовать в процессе обучения визуальные стимулы.

К примеру, чтобы ребенок запомнил букву «б», нужно показывать ему картинку, на которой изображен барабан, соответственно запоминание буквы «а» сопровождается представлением визуальных стимулов в виде арбуза или ананаса. Выбирая ребенку книги, нужно обращать внимание на количество и качество иллюстраций. От этих параметров зависит насколько хорошо ребенок поймет и запомнит прочитанный текст.

Подготовка к ораторскому выступлению

Методика предусматривает формирование логических связей между отдельными фрагментами запоминаемых сведений. Чтобы подготовить устный доклад, важно наметить план текста, выполнив действия:

  1. Разбивка на смысловые блоки, группировка информации в общие смысловые абзацы.
  2. Выделение опорных тезисов, которые отражают основную мысль фрагмента информации.
  3. Включение в каждый блок наглядных пособий – таблиц, схем, диаграмм.

Используя указанные приемы мнемотехники, удастся запомнить большой по объему доклад, реферат и успешно выступить перед аудиторией, донеся до зрителей нужные сведения. Чтобы зафиксировать в памяти слово, важно наполнить его содержанием, связать с выразительными зрительными и слуховыми стимулами, вызвать ассоциации с яркими ощущениями.

Использование при изучении иностранного языка

Мнемотехника пригодится для начинающих взрослых, которые хотят быстро выучить иностранный язык, выполняя упражнения дома самостоятельно. Рекомендуемые варианты:

  • Упражнение 1. Метод логических связок. Выделение опорных слов в тексте, которые помогут запомнить весь текстовый материал.
  • Упражнение 2. Рифмизация. Пример: Die Süffixe «-chen» und «-lein» machen alle Dinge klein, что в переводе означает, что суффиксы «-chen» и «-lein» уменьшают все вещи, делают их маленькими.
  • Упражнение 3. Ключевые слова. Чтобы зафиксировать в памяти иностранное слово, подбирается похожее слово на родном языке, которое впоследствии используется как ключ, если нужно вспомнить термин на иностранном языке. Чтобы прием работал безотказно, необходимо мысленно создать сюжет с участием слов на родном и иностранном языке. К примеру, нужно запомнить слово Die Brille, которое переводится как «очки» и созвучно с русским словом «бриллиант». Примерный сюжет: вместо обычных линз в оправе очков мерцают бриллианты.

Чтобы быстрее и проще запоминать иностранные слова, нужно визуально представлять себе объекты. Фиксация в памяти чисел, знаков и слов осуществляется по общим принципам, описанным далее.

Упражнения

Мнемотехника для развития памяти взрослым и детям предполагает выполнение упражнений, использование логических игр. Рекомендуемые варианты:

  • Упражнение 1. Подобрать визуальные образы к разным словам, к примеру, таким как «быстрый» и «стремительный», «доверие» и «уважение» или к любым другим. Слова, которые являются определениями или отражают действие, хуже сочетаются со зрительными образами, чем существительные. К примеру, визуальным стимулом для слова «быстрый», может стать бегун, гепард или спортивный автомобиль.
  • Упражнение 2. Запомнить несколько, не связанных друг с другом по смыслу слов, используя зрительные ассоциации. К примеру, чтобы запомнить список, состоящий из слов – Шляпа и Муха, Ракета и Лес, Мост и Телефон, Ворона и Гвоздь, Стол и Шум, нужно представить видео ряд, который обязательно отложится в чертогах памяти. Мысленно созданный видеофильм может быть таким: Муха надевает Шляпу, садится на Ракету, пролетает над Лесом, врезается в Мост, падает на Стол, от чего возникает большой Шум, на столе стоит Телефон, Ворона держит в лапе телефонную трубку и в клюве украденный Гвоздь.
  • Упражнение 3. Развивает слуховое восприятие новой информации. Прогуливаясь по тротуару, дорожке парка, находясь в общественном транспорте, запоминать отрывки услышанных разговоров. Воспроизводить зафиксированные в памяти случайные диалоги на следующий день. Стараться узнавать людей по шагам и голосу.
  • Упражнение 4. Учить наизусть и регулярно напевать слова любимых музыкальных композиций.
  • Упражнение 5. Поможет запоминать длинные текстовые сообщения. Читать вслух текст, написанный в прозе, сложного, неэмоционального содержания, чтобы постепенно запомнить его. Многократное проговаривание вслух задействует слуховую память, что позволяет быстрее усвоить информацию. Чтобы облегчить процесс запоминания, разбить текст на короткие смысловые абзацы. Ежедневно заучивать 1 абзац, пока не удастся запомнить весь текст.
  • Упражнение 6. Развивает зрительное восприятие новой информации. Рассматривать изображения и пытаться зафиксировать их в сознании. Начинать от простых картинок, постепенно усложняя задачу и выбирая изображения с многочисленными мелкими элементами. Постепенно сокращать время визуального созерцания картинки до мгновенного взгляда.
  • Упражнение 7. Запоминание многозначных чисел. Каждому однозначному числу присваивается согласная буква. Эту таблицу нужно выучить наизусть. Чтобы затем запоминать длинные цифровые комбинации, их разбивают на пары чисел – двузначные числа. Из букв, которым соответствуют эти 2 числа, составляют слова. К примеру, если речь идет о цифре «73», при этом цифре «7» соответствует буква «с», а цифре «3» соответствует буква «т», можно составить слова «сет», «соты», «сито». Если изначально фрагмент «73» является начальной частью комбинации из 6 цифр, то же самое проделывают с остальными 2 парами. Полученные в итоге 3 слова связывают в единый сюжет.
  • Упражнение 8. Запоминание чисел. Мысленно сформировать визуальную ассоциацию однозначного числа и образа. К примеру, цифре «1» соответствует образ спортсмена, цифра «6» ассоциируется с образом фонаря. Чтобы запомнить число «15», нужно представить спортсмена, идущего с фонарем в руке.

В рамках мнемотехники слова и цифры для запоминания мысленно переводятся в схематическое яркое, эффектное изображение, которое впоследствии поможет быстро воссоздать в сознании нужные текстовые или цифровые данные. Основные правила формирования визуальных стимулов – образы должны быть крупными, объемными, цветными, детальными, тогда они лучше запоминаются и воспроизводятся повторно.

Чтобы запомненные комбинации слов и цифр переместились, перешли в долговременную память, их нужно повторять на протяжении 5 дней, что позволяет дальше при необходимости извлекать информацию из хранилища и воспроизводить ее. Если подкрепления запомненного материала не происходит, он автоматически удаляется из кратковременной памяти.

С целью закрепления усвоенного материала педагоги прибегают к выполнению тренировочных упражнений, которые подразумевают многократное проговаривание информации. Прием получил название дриллинг (дословно «зубрежка»). Дриллинг в отличие от мнемотехники вызывает скуку и психологическое напряжение у учащихся, что не способствует процессу обучения.

Мнемотехника – полезный навык, направленный на ускорение процесса запоминания новой информации любого объема и содержания.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Аватар
Кайдалова Евгения Александровна/ автор статьи

Врач 1-й категории.
Профессиональный стаж: 14 лет
Эксперт сайта: House-Fitness.ru

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Медицинский портал о заболеваниях и эффективных способах лечения