Воспитание ребенка до года: основные моменты и советы

Первый год жизни новорожденного – это время его адаптации к окружающему миру и очень активного развития. Всего 12 месяцев, но как за этот период меняется малыш! Родители особенное внимание уделяют вопросам ухода за младенцем, его питанию и гигиене, но о воспитании забывать ни в коем случае нельзя. Ведь именно в период до года будут заложены и сформированы основные привычки, поведенческие нормы и предпочтения, которые окажут свое виляние на всю дальнейшую жизнь ребенка. Давайте выясним, как воспитывать ребенка до года, поскольку не все мамы и отцы имеют четкое представление об этом важном процессе.

Воспитание малыша по месяцам

Не существует какой-то единой и универсальной методики, по которой нужно воспитывать малышей, поскольку все дети разные и имеют свои особенности характера даже в новорожденном возрасте. В общении с малюткой вам следует, прежде всего, обращать внимание на его поведение и настроение.

Однако можно выявить какие-то общие принципы в вопросе воспитания ребенка до года. Для удобства разделим этот период на 4 основных этапа, каждый из них равен трем месяцам.

От рождения до 3 месяцев

В этом возрасте очень важно сформировать у младенца правильные привычки и предотвратить возникновение плохих, Также вам необходимо заниматься развитием сенсорных ощущений и первых навыков общения у крохи, он должен реагировать на звуки и обращение к нему. Маме необходимо много разговаривать с малюткой, петь ему песенки и потешки, комментировать все, что она делает. Первые задатки коммуникации ребенок проявит в виде агуканья.

К концу данного этапа у малыша должны сформироваться следующие привычки и навыки:

  • засыпать самостоятельно без укачивания;
  • на улице засыпать без пустышки;
  • удерживать головку;
  • некоторое время уметь развлекать себя самостоятельно, пока матери нет рядом.

Не разрешайте малютке сосать пальчики, иначе эта привычка у него закрепится на будущее.

Читайте также:  Что подарить на рождение мальчика, выбираем подарки с пользой для родителей и малыша

От 3 месяцев до полгода

Это второй этап в воспитании малышей до года. Именно сейчас идет зрительное, сенсорное, эмоциональное развитие грудничка быстрыми темпами. Важно сейчас знакомить его с богатством окружающего мира: включать мелодичную спокойную музыку, привлекать внимание к различным звукам природы, дома и за окном, при этом называя их. Младенец в ответ будет подражать взрослым и пытаться воспроизвести сказанное ими. Нужно проводить занятия, когда грудничок выспался и весел, иначе они станут для него обузой и не принесут удовольствия.

Любовь и положительные эмоции, полученные ребенком на данном этапе, станут основой его дальнейшего развития.

От полугода до 9 месяцев

На первый план в процессе воспитания малютки выходит его физическое развитие, так как ребенок становится очень активным, ползает, умеет сидеть, а некоторые детки даже начинают ходить. Дайте младенцу возможность свободно передвигаться по дому, но обязательно позаботьтесь о его безопасности – уберите все опасные предметы и закройте острые углы.

Важно на данном этапе выработать у ребенка следующие привычки:

  1. ходить самостоятельно на горшок – для этого усаживайте малыша на него после еды и сна, до прогулки и после нее, постепенно он привыкнет;
  2. мытье ручек перед кормлением – необходимая привычка для выработки чистоплотности, постепенно ребенок самостоятельно начнет подставлять под струю воды свои ладошки;
  3. ежедневная чистка зубов – после 6 месяцев у детишек начинают прорезываться зубки, для их чистки нужно приобрести специальную щетку и научить малыша пользоваться ею;
  4. кушать в нагрудничке – перед кормлением обязательно надевайте на малютку нагрудничек и объясняйте, для чего он нужен, так ребенок поймет, что нужно соблюдать чистоту и нельзя пачкать вещи.

Для пресечения неправильных поступков необходимо познакомить малыша со словами «нельзя», «хватит», «нет». При этом важно объяснить, почему нельзя поступать таким образом, что это нехорошо, некрасиво. Ребенок должен понимать смысл этих запретов и реагировать на них, иначе они для него не будут иметь никакой силы.

Для формирования и развития коммуникативных навыков играйте с крохой, называйте предметы, рассматривайте картинки, разыгрывайте представлению с игрушками, все слова хорошо и правильно проговаривайте, не коверкая их.

Делимся секретами:

    От 9 месяцев до года

    В это время все малыши делают свои неумелые шаги, ваша задача – внимательно следить за ними. Не кричите на младенца, если он что-то сделал не так или упал, так вы можете его сильно напугать. Наоборот, поощряйте ребенка, если он самостоятельно встает и пытается пойти.

    Интеллектуальное воспитание заключается в том, что необходимо познакомить ребенка с назначением различных предметов. Прививайте ему навыки совершать различные действия с игрушками: машинку нужно катать, в барабан бить. Показывайте малютке предметы различные по форме, текстуре и цвету, рассказывайте о них. Можно устраивать для ребенка представления с напальчиковыми игрушками – они способствую развитию памяти, речи и воображения.

    В этом возрасте младенец начинает опасаться незнакомых ему, чужих людей, зато сильно привязывается к матери, папе и ближайшему окружению. Проводите с ним больше времени, не повышайте голоса и не раздражайтесь.

    Основные принципы в воспитании малыша до года

    Главные черты характера малыша формируются и закладываются как раз в период до года, но проявляются чуть позже – к 3-4 годам. Воспитание ребенка до года должно основываться на базовых принципах, соблюдение которых требуется от родителей.

    1. Воспитывать ребенка должны оба родителя. Именно в первый год жизни новорожденного формируются его дальнейшие представления о семье, поэтому он должен видеть и четко представлять роль матери и отца. Безусловно, большая часть забот о малютке ложится на материнские плечи, но и папа не должен оставаться в стороне, он должен помогать женщине, освобождать ее на некоторое время от ухода за ребенком, чтобы она успела отдохнуть и набраться сил.
    2. Малютке с первых дней необходимо слышать равномерную, спокойную и правильную речь родителей, это поможет развить память, слух и коммуникативные навыки на будущее.
    3. Очень важен для малыша тесный контакт с мамой. Раздражение, грубость, отсутствие внимания и общения с самым близким человеком могут стать для ребенка причиной стресса и недомогания. Однако не стоит приучать младенца к рукам.
    4. Важно, чтобы физическое воспитание соответствовало способностям и уровню развития организма ребенка. Не надо идти на опережение и, например, пытаться усадить малютку раньше 3 месяцев. Неправильные действия могут вызвать даже серьезную патологию, так как кости младенца еще не окрепли.
    5. Режим дня – отличная возможность для матери передохнуть и заняться своими делами, а для крохи он будет полезен тем, что приучит его к порядку и систематичности.
    6. Уверенность в себе – молодая мамочка должна быть твердо уверенна, что с ее младенцем все в порядке, и не вздрагивать от каждого крика или кряхтения. Своим беспричинным беспокойством мамочка может вызвать нервозность и у малютки.
    7. Систематичность должна стать основой воспитания, нерегулярные действия от случая к случаю должного эффекта не дадут. Результат может принести только ежедневная практика.
    8. Мать должна решать, как ей кормить младенца (лежи или сидя), как носить его на руках. Возможно, грудничок хочет кушать в той позе, чтобы мама сидела, но ночью ей гораздо удобнее лежать. Главной должна быть линия поведения матери. Но не переусердствуйте со строгостью и упорством, ласково разговаривайте с малюткой и не проявляйте по отношению к нему грубость.

    Малыш в первые месяцы своей жизни впитывает все, словно губка, хотя пока и не может выражать свои мысли. Однако все увиденное и услышанное им в этом возрасте откладывается в его подсознании и влияет на дальнейшее поведение. Воспитывать ребенка следует личным примером, родителям необходимо строго контролировать свои действия и поступки. Важно прививать крохе доброжелательность к окружающим людям, не надо его никем пугать. Демонстрируйте ему хорошее отношение к животным, детям.

    Приучаем малыша к самостоятельности

    Многие молодые мамы не знают, как правильно оторвать младенца от груди, стоит ли его укладывать спать вместе с собой. По этому вопросу есть две различные точки зрения:

    1. классическая система призывает к самостоятельности и раннему отделению малютки от мамы – ребенок должен один спать в кроватке, самостоятельно играть и развлекать себя, считается, что так он быстрее приучится к самостоятельности, но многие считают, что малышу не будет хватать родительской заботы, внимания и ласки;
    2. современные специалисты считают, что малышу нужно больше времени проводить с родителями, находиться на руках или в слинге во время прогулки, спать с ними.

    Во всем нужна мера и здравый смысл, не стоит впадать в крайности. Если малыш слишком беспокоен можно уложить его спать к себе, а затем перенести в его кроватку.

    Если кроха плачет

    Некоторые молодые мамочки буквально впадают в панику при плаче малютки и не знают, что им делать. Здесь также присутствует два различных принципа:

    1. согласно традиционной системе не стоит подходить к малютке всякий раз, когда он заплакал, пусть лучше он «выплачется», а затем успокоится;
    2. согласно современным взглядам плач ребенка в любом возрасте необходимо останавливать, иногда достаточно просто взять младенца на руки, и он плач прекратится, так малыш вырастит более спокойным.

    Какую методику выбрать, решить должны родители сами.

    Уделяйте своему младенцу побольше внимания, хвалите его и поощряйте. Помните, что ваш малыш во всем вам подражает, его жесты, слова и поведение – это отражение родителей.

    1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
    Загрузка...
    Кайдалова Евгения Александровна/ автор статьи

    Врач 1-й категории.
    Профессиональный стаж: 14 лет
    Эксперт сайта: House-Fitness.ru

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Медицинский портал о заболеваниях и эффективных способах лечения
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: